Авторское право возникает автоматически, например, когда написаны первые строки текста или сделана фотография. Для этого не требуется никакой регистрации, специального оформления - достаточно самого факта создания. В России автор сохраняет исключительное право на произведение на протяжении всей жизни и еще 70 лет после смерти. В случае соавторства 70 лет отсчитывается с момента смерти последнего автора. В случае, если необходимо подтверждение принадлежности авторских прав, например, из содержания сайта, требуется точная фиксация времени создания материалов сайта. Это можно сделать, например, с помощью нотариального осмотра сайта.
Все, что размещается учителями на хостингах в Интернете, защищено авторскими правами: видеоролики, клипы, эфирное вещание, тексты, посты и любая информация, название товарных знаков, брендов, логотипов, переводы, компьютерная графика, комиксы, картинки, фото, дизайн.
В то же время, учителя вовлечены в сферу образования и, соответственно, должны подчиняться законам в этой сфере; вовлечены в сферу коммерции, вовлечены в сферу действий с несовершеннолетними, вовлечены в законы о рекламе. Это большая совокупность всего, что нужно соблюдать учителям.
Если учитель планирует использовать ОИС в коммерческих целях, то ему следует выбирать материалы с открытым типом лицензии либо использовать объекты общественного достояния. Типы лицензий на материалы в Интернете:
CCO - полностью свободная
CCBY - с рекламой (т.е. нужно рекламировать материал, к примеру, вставить ссылку)
CCNC - только некоммерческое использование (т.е. недопустимо вставлять материал с данным знаком в произведения на продажу)
CCND - запрещено изменять оригинал
Для использования, например, товарного зарегистрированного знака нужно иметь разрешение правообладателя, учителю нужно его получить у автора. Оно оформляется письменно у юристов.
Использование в коммерческих целях чужих работ, в том числе изображений из книг, запрещена. Недопустимо размещать людей и их данные. Запрещено использовать неактуальные карты РФ, размещать фото брендов.
Если в программу входят произведения современных авторов, то допустимо упоминать их произведения в своих работах в коммерческих целях, ссылаться на них и упоминать имена героев, в случае, когда современный автор и его произведение не является товарным знаком (это можно проверить в сети по словосочетанию "товарный знак"). В основном всемирноизвестные книги российских и зарубежных писателей являются товарным знаком.
О законности использования цитат современных авторов нет исчерпывающего ответа. В целом можно, но нужно быть осторожными и правильно оформлять цитату, естественно с указанием автора и источника. Использовать отрывки для определенных целей, а не просто для усиления художественного восприятия, иначе цитатой они являться не будут. Цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора.
Для закона правообладатель существует, даже если он не найден. Такие "сиротские произведения" запрещено использовать в коммерции, пока не будет доказано, что относятся к общественному достоянию .По закону защитой "сиротских произведений" занимаются организации, которые заключают договора с людьми, которые используют такие ОИС и взимать с них авторские отчисления. Поэтому не следует использовать ничего, чей статус неизвестен.
Авторские права не распространяются на: идеи, концепции, методы, факты, языки программирования, процессы, геологическую информацию о недрах.
Общественным достоянием являются: фильмы, песни, видео, выпущенные на экран более 70 лет назад; гимны, фольклорные песни, аудио и видео, созданные нейросетью, тексты авторов, умерших 70 лет назад, все юридические тексты, автор которых государство, законы, правила, тексты нейросетей, госсимволы, знаки и флаги. При использовании материалов общественного достояния не нужны никакие согласия, они не предполагают авторских отчислений, разрешается использовать в любых целях, могут быть обнародованы любым человеком.
4ая часть Гражданского кодекса - разъясняет авторские права;
ст. 1274 Гражданского кодекса РФ;
Определение ВС РФ N78-Г03-77 от 05.12.2003) - о законности и порядке использования цитат современных авторов;
ГК РФ Глава 69, 76, 70; УК РФ ст. 146 - защищает авторское право на результаты интеллектуальной деятельности;
Законопроект №411043-8 защищает "сиротские произведения"
КоАП РФ ст. 14.10, УК РФ ст.180 о незаконном использовании товарных знаков;
ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006г. №38-ФЗ: ст.6, ст.7 о незаконной рекламе в образовательных материалах;
ФЗ "Об образовании РФ" от 29.12.2012 г. №273-ФЗ относительно информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних детей;
ГК РФ ст.152.1 "Охрана изображения гражданина", ст. 152.2 "Охрана честной жизни гражданина" о защите персональных данных;
ФЗ №114 от 25.07.2002г.; УК РФ ст.280; КоАП РФ ст. 20,29 относительно экстремистских материалов - информации, которая направлена на возбуждение ненависти и вражды по признакам религии, нации, расы, пола, языка.
Актуальную информацию об изменениях в законодательстве относительно авторского права в сфере образования можно проследить на сайтах https://minobrnauki.gov.ru/ и https://www.pravo.gov.ru/