ФРАГМЕНТ КНИГИ

"Правила диктанта или как написать диктант по арабскому языку "на отлично"

Умму 'АбдиЛлях



Все мы когда-то в школе писали диктанты по русскому языку и даже не задумывались об их пользе в развитии речи. Времена изменились и теперь стало возможным изучать арабский язык подобно русскому и при желании максимально его развить. Правильное написание текста под диктовку развивает внимательность в речи, углубляет познание языка и «оттачивает» его. Человек, который безошибочно разбирается в тексте языка, с легкостью переходит к практике речи, становясь внимательным и в произношении. Недаром при изучении русского языка в школе мы регулярно писали диктанты. Также существует множество других способов развития письма и речи - это сочинение, изложение, доклад, реферат, презентация и т.д. В данном методическом пособии мы коснемся правил написания диктанта. Само по себе знание правил диктанта охватывает начальную ступень изучения арабского языка вплоть до уровня университета. Это знание сопутствующее на любом этапе обучения.
Для написания данной книги использовались несколько трудов арабских авторов на тему правил диктанта. Труды были переведены, собраны и доработаны. Они перечислены в рекомендуемой литературе. С учетом того, что читатель не является арабом, некоторые места были дополнены и прокомментированы, некоторые - урезаны. В целом книга охватывает все необходимые правила написания слов под диктовку. При условии досконального ее изучения книга достаточна для отличного диктанта.

06.04.2020г. книга написана

11.12.2023г. книга обновлена

Часть первая

ХАМЗА



1.1.Хамза в начале слова



Хамза в начале слова бывает васлируемой/соединительной или разделительной. В начале слова она всегда пишется над алифом.
Васлируемая хамза – это такая хамза, значок хамзы которой не прописывается над алифом, и она произносится в слове, стоящем вначале предложения, и не произносится, когда оно находится в посередине:
م. اِجْتَهَدَ مُحَمَّدٌ
"Иджтахада Мухаммадун."
م.مُحَمَّدٌ اجْتَهَدَ
"Мухаммаду-ниджтахада."
Она есть только у 4 видов слов:
1) это 10 имен существительных, которые нужно запомнить:
اِسْمٌ. اِبْنٌ. اِبْنَةٌ. اِبْنَمٌ. اِمْرُؤٌ. اِمْرَأَةٌ. اِسْتٌ
А также двойственные числа этих 7 имен существительных;
اِثْنانِ. اِثْنَتانِ. اَيْمُنُ اللهِ / اَيْمَنُ اللهِ / اَيْمُ اللهِ
2) алиф артикля أَلْ является васлируемой хамзой:
م. اَلَّذِي. اَلْمَضْروبُ
3) повелительное наклонение трехбуквенного глагола أمرُ الفعلِ الثّلاثيِّ имеет васлируемую хамзу:
م. اُكْتُبْ. اِقْرَأْ. اِفْهَمْ
4) прошедшее время, повелительное наклонение и масдары глаголов пяти и шести букв ماضى وأمرُ ومصدرُ الخماسيِّ والسّداسيِّ:
م. اِنْطَلَقَ. اِنْطَلِقْ. اِنْطِلاقٌ.، اِسْتَخْرَجَ. اِسْتَخْرِجْ. اِسْتِخْراجٌ

تَنْبيهٌ
Примечание

Когда перед словом с соединительной хамзой همزةُ وَصْلٍи кясрой вначале приходит так называемая вопросительная хамза هَمْزَةُ الْاِسْتِفْهامِ , удаляется васлируемая хамза:
م. أَسْتَغْفِرْتَ اللهُ؟ أسْمُهُ عَلِيٌّ؟
أَ+اِسْتَغْفَرَأَ+اِسْمٌ
Когда перед словом с соединительной хамзой и фатхой вначале приходит вопросительная хамза هَمْزَةُ الْاِسْتِفْهامِ , пишется алиф со значком мадды сверху:
م. آللهُ أَذِنَ لَكُمْ؟
(Аллах разрешил вам это?)
Разделительная хамза – это такая хамза, значок хамзы которой прописывается над алифом и читается в слове всегда, независимо от того, где оно находится в предложении: вначале, посередине или в конце.
م. أخٌ. أُخْتٌ. أَسَرَ
Разделительная хамза имеется во всех случаях, которые не входят в 4 вида слов для васлируемой хамзы, представленных выше. Какие бы буквы и частицы ни присоединились к слову с разделительной хамзой, она всегда остается неизменной:
م. الْإِخْلاصُ. لَأَسْعَيَنَّ. أَأَسْجُدُ؟
*Исключение составляют те случаи, когда к слову, которое начинается с алифа-кясры, например, اِئْتَمَنَ присоединяется فــَ или وَ. Тогда алиф с кясрой выпадает и по причине замены кясры на фатху подставкой служит алиф. Если же к таким словам придет ثُمّ, то алиф с кясрой васлируется, а подставка ي остается:
َفَأْتَزَرَ. وَأْتَمِنْهُ. ثُمَّ ائْتَزَر

تَنْبيهٌ
Примечание

Когда слово начинается с разделительной хамзы همزةُ قطعٍ с кясрой, например, إِنْ и к нему присоединилась вопросительная хамза همزةُ استفهامٍ, подставкой служит ي (пишется без точек):
م. أَئِنْ. أَئِذا. أَئِنَّ

تمرين 1
Упражнение 1

بيِّنْ هَمْزَةَ الْوَصْلِ وَهَمْزَةَ الْقَطْعِ في الْحَديثِ الْآتِي
(Различи соединительную и разделительную хамзы в нижеследующем хадисе:)
قالَ صلّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "اِحْفَظِ اللهَ يَحْفَظْكَ اِحْفَظِ اللهَ تَجِدْهُ تُجاهَكَ إذا سَأَلْتَ فَاسْأَل اللهَ وإِذا اسْتَعَنْتَ فَاسْتَعِنْ بِاللهِ..."
(Сказал да благословит его Аллах иприветствует: «Храни Аллаха, Он будет хранить тебя. Храни Аллаха иувидишь Его перед собой. Если просишь, проси Аллаха. Если взываешь, взывай к Аллаху...»).


1.2. Хамза посередине слова



Буква ي – из рода огласовки кясра, و – из рода огласовки дамма, а ا - из рода огласовки фатха. Все эти буквы могут служить подставкой для хамзы в середине слова. Самой сильной из них считается буква ي. Она ставится, когда хамза пришла с кясрой либо до нее есть кясра, здесь не существует каких-либо исключений. Труднее обстоит дело, когда хамза приходит с другими огласовками, отличными от кясры, либо до нее другие огласовки. По силе за ي следует و, затем ا, затем сукун. При написании нужной подставки используем общее правило: смотрим сперва на огласовку самой хамзы и на огласовку буквы до хамзы и прописываем ту подставку, которая соответствует наиболее сильной букве.
Например, подставка و ставится, когда у хамзы и до нее нет кясры, над хамзой - огласовка дамма или до нее дамма, а ا – когда хамза приходит с фатхой или до нее фатха, но никак не с кясрой или даммой. Однако в этих случаях существует масса исключений, которые необходимо запомнить.
Приведем пример. Слово [سُـ ءِ لَ] – cлово, посередине которого стоит хамза с кясрой. До хамзы – дамма. Кясра сильнее даммы. Кясра соответствует подставке ي (пишется без точек). Эта подставка по-арабски называется «набра» نَبْرَةٌ. Значит, в данном слове подставкой для хамзы будет يбез точек, т.е. «набра»:[سُئِلَ].
Слово [يَـ ءُ مُّ] – cлово, посередине которого стоит хамза с даммой. До хамзы – фатха. Дамма сильнее фатхи. Дамма соответствует подставке و. Значит, в данном слове подставкой для хамзы будет буква و [يَؤُمُّ].

تمرين 2
Упражнение 2

تَعَرَّفْ على الْهَمْزَةِ الْمُتَوَسِّطَةِ وسَبَبَ كِتابَتِها على بِهذا الرَّسْمِ، فيما يَلي
(Найди срединную хамзу и причину ее написания:)
قالَ صلّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "إِنَّ للهِ خَلْقًا خَلَقَهُمْ لِحَوائِجَ النَّاسِ، يَفْزَعُ النَّاسُ إِلَيْهِمْ في حَوائِجِهِمْ، أُولَئِكَ هُمُ الْآمِنونَ مِنْ عَذابِ اللهِ عَزَّ وجَلَّ" (رَواهُ الطبراني)
(Сказал да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллаху принадлежат творения, которые он создал для нужд людей. Те, которые боятся в нуждах, являются безопасными от наказания Аллаха, Пречист Он и Велик»).
Хамза посередине слова может находиться в 5 положениях:


1.2.1. Подставкой служит ي (пишется без точек)



а) Когда хамза пришла с кясрой:
م. بَئِيسٌ. مَلَئهٌ. يَوْمَئِذٍ.صائِمٌ. وُضوئِهِ
б) До хамзы есть кясра:
م. بَرِئْت. رِئَةٌ. ناشِئونَ. لِئَلَّا


1.2.2. Подставкой служит алиф



Если хамза [посередине слова] имеет огласовку фатха, сукун или шадда, но никак не кясра и дамма, и до нее нет кясры и даммы, а также нет وْ и وُّ и ا:
م. يَأْمُرُ. آخِرٌ. سَاَّلَ. يَقْرَأَانِ


1.2.3. Подставкой служит و



а) Если хамза пришла с даммой и до нее нет وْ или وّ:
م. أَرْؤُسٌ. أَفْؤُسٌ.هؤُلاءِ
يَقْرَؤُهُ. يَمْلَؤُهُ. يَرْزَؤُهُ
Если дамма хамзы тянется, т.е. после нее есть буква و, то у нее возможны 3 положения. В первых двух положениях подставка و может быть и может не быть:
م. رُءُوسٌ. فُئُوسٌ. ، رُؤُوسٌ. فُؤُوسٌ
В третьем положении усекается мадда и ставится подставка: فُؤُسٌ
б) Если до хамзы – огласовка дамма, а у самой хамзы нет кясры:
م. لُؤْلُؤُكَ. يُؤَاخَذُ. وَضُؤَتْ. اُؤْتُمِنَ الرَّجُلُ


1.2.4.Хамза пишется отдельно



а) Когда пришла с фатхой после алифа:
م. تَساءَلَ. راءَى. شاءَا
б) Когда пришла с фатхой после любой буквы с сукуном и после нее – алиф для двойственного числа или алиф танвина :
م. جُزْءًا. جُزْءَانِ
*Также вспомним из п.1.2.3. для хамзы посередине, что если дамма хамзы тянется, то у нее может быть несколько положений, одно из них –подставка و не прописывается:
م. رُءُوسٌ. فُئُوسٌ
в) Когда хамза пришла с фатхой или даммой после وْ или после وُّ, то пишется отдельно, без алифа:
م. ضَوْءُهُ. تَبَوُّءَهُ. ضَوْءَانِ


1.2.5. Хамза пишется с «набра» نَبْرَةٌ, т.е. с буквой ي без точек



а) Правило:


Рис. 1. Правило хамзы посередине слова



б) Хамза пишется всегда с «набра» نَبْرَة , т.е. со знаком присоединения, когда до нее пришла يْ [кроме случая, когда хамза приходит с фатхой]:
م. شَيْئُكَ. فَيْئُهُ. شَيْئِهِ

________________________________________________
*для упрощения перечисленные положения для хамзы посередине слова, которые требуют запоминания, представим в виде рисунка:

Рис. 2. Схема всех возможных положений для хамзы посередине слова


تمرين 3
Упражнение 3

بيِّنِ الْكَلِماتِ الَّتي تَتَضَمَّنُ الْحالاتُ الشّاذَةُ لِلْهَمْزَةِ الْمُتَوَسِّطَةِ، في الْعِباراتِ الْآتِيَةِ
(Различи слова, в которых срединная хамза находится в исключительных положениях в следующих оборотах:)
الْمُروءَةُ مِنْ شِيَمِ الْكِرامِ
(Мужество – качество благородных людей).
لا تَيْأسْ مِنْ رَوْحِ اللهِ
(Не отчаивайтесь в милости Аллаха).
لَبِسَتِ الْمُسْلِمَةُ عَباءَتَها
(Одела мусульманка свою абаю).
الطّاغِيَةُ يُذلُّ الْأُمَّةَ، وَيُعزُّ أَعْداءَها
(Тиран унижает нацию и возвышает ее врагов).


1.3.Хамза на конце слова



У хамзы на конце слова 2 положения:



1.3.1. Если до хамзы пришла буква с любой огласовкой



Если до хамзы пришла буква с любой огласовкой, кроме сукуна и وّ с шаддой, то подставкой для хамзы будет служить буква из рода этой огласовки:

م. لُؤْلُؤٌ. يُبْرِئُ. مُبْرِئًا. يَنْشَأُ


1.3.2. Если до нее пришел сукун или же وّ с шаддой



Если до нее пришел сукун или же وّ с шаддой, то хамза будет писаться отдельно:

م. جُزْءٌ. مَلْءٌ. جاْءَ. وُضُوْءٌ. التَّبَوُّءُ

تَنْبيهٌ
Примечание
Фатха-танвин на конце слова

Если на конце слова пришла фатха-танвин над буквой, отличной от хамзы и «та-марбуты» التَّاءُ الْمرْبُوطَةُ , (в положении винительного падежа مَنْصوبٌ), то обязательно к концу слова добавляется алиф:
م. صَالِحًا. معونةً
Когда фатха-танвин стоит над хамзой на конце слова, то дело обстоит сложнее.
Если на конце слова приходит хамза с танвин-фатхой на подставке алиф или до нее есть алиф, то после хамзы алиф не добавляется:
م. خَطَأٌ - خَطَأً،مَنْشَأٌ -مَنْشَأً، سَماءٌ - سَماءً، أَسْماءٌ -أَسْماءً
Если хамза с танвин-фатхой на конце слова не приходит над алифом и до нее нет алифа, то после хамзы добавляется алиф и если этот алиф можно соединить на письме с буквой, которая до хамзы, то хамза пишется на «набра» نَبْرَة, т.е. на знаке присоединения, если нет – без него:
م. بُطْءٌ - بُطْئًا، جُزْءٌ -جُزْءًا، لُجوءٌ - لُجوءًا، بادِئٌ -بادِئًا
В двойственном числе к хамзе на конце слова прибавляется انِ:
م. مَنشَأ - مَنشَأَانِ، مَبدأ -مَبدأَانِ


تمرين 4
Упражнение 4


تَعَرَّفْ على الْكَلِماتِ ذاتِ الْهَمْزَةِ الْمُتَطَرِّفَةِ وَبَيِّنْ سَبَبَ رَسْمِها فيما يلي
(Найди слова с хамзой на конце и разъясни причину ее написания:)
اِبْتَدَأَ الْكَريمُ بِعَمَلِ الْخَيْرِ ابْتِداءً
(Начал щедрый делать добро).
وبَطأَ الْبَخيلُ في إِنْفاقِ الْمالِ بُطْئًا
(Медлит жадный в расходовании имущества).
وأَعْطى الْحاكِمُ عَطاءان؛ عَطاءً، لِجودِهِ، وَعَطاءً لِتَرْضى عَنْهُ الْأُمَّة
(Отдал справедливый две отдачи: отдача великодушия и отдача довольства им общины).
تَوضَّأ الْمُؤْمِنُ وُضوءًا، وضاءَ ضَوْءًا
(Совершил верующий малое омовение и засиял).


Закончился бесплатный фрагмент
ЗАКАЗАТЬ КНИГУ
Цена: 400₽
Книга "Правила диктанта или как написать диктант по арабскому языку "на отлично"
Заказать книгу
Made on
Tilda