ФРАГМЕНТ КНИГИ

"Толкование прекрасных имен Аллаха"


Умму 'АбдиЛлях

Предисловие издателя


Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, его сподвижникам и всем тем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня!
Милость Великого, Щедрого Аллаха не перестает непрерывно преследовать нас в составлении и издании религиозных книг, разъясняющих Шариат нашего Господа, Благословен Он и Возвышен. Пречист Он оказал нам милость в виде содействия в составлении несколько новых изданий рукописного экземпляра Благородного Корана. Мы стремились сим к совершенствованию всего, что связано с ним. Мы договорились, составляя книги по толкованию Книги Могущественного Аллаха полностью или отдельных ее частей, что сура будет следовать за сурой или собранием сур, что тема будет следовать за темой как, например, аяты с постановлениями и другие знания, связанные с Книгой Могущественного Аллаха. При составлении сборников Пророческих благородных хадисов для включения [читателя] в религию и сообщения о ней с помощью Корана и Сунны словами, текстом, пониманием и делами, мы договорились [использовать книги], которые являются разъяснением и толкованием Книги Могущественного Аллаха, на которых были блюстители этой религии, сведущие, опередившие из числа праведных предшественников, знающие хадисы, которым посодействовал Аллах, Всемогущ Он и Велик.
По милости Аллаха, мы выпустили несколько книг, такие как «Место ступания» («Муватта») Имама Малика, «Сахих аль-Бухари и Муслима», «Ведение знамени вельмож», «Открытие Создателя» («Фатх аль-Бари»), «Толкование Сахих аль-Бухари», «Толкование Сахих Муслима» и другие, а также книги, содержащие в себе хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переданные, осведомляющие, растолковывающие и разъясняющие.
Также мы договорились, что издание книг по Шариатским наукам, которые служат Корану и Сунне, будет под разным видом и что [книги], на которых были последовавшие за опередившими и разъясняющие желания Аллаха, Всемогущ Он и Велик, [также] будут под разным видом, в подробностях и сокращенно. Да смилуется Аллах над нами и над ними, и да простит нам и им, и да будет благодеян к нам и к ним.
Сегодня Он облегчил нам написать предисловие к этой книге, которую ты держишь в руках, брат – читатель. Это книга [под названием] «Толкование прекрасных имен Аллаха». Она – новое прибавление к нашим изданиям. Мы надеемся на Аллаха, Всемогущ Он и Велик, что Он примет ее от нас прекрасным принятием, и что она принесет пользу Исламу и мусульманам. Он – лучший Покровитель и лучший Помощник.
Хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах и да приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.

Библиотека «Сафа»,

Да сделает Аллах ее маяком на службе знания и религии




Вступление


Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, молим о помощи и прощении, прибегаем к Нему от зла наших душ и наших дурных дел. Кого Аллах поведет прямым путем, того никто не собьет, а кого Он собьет, того никто не наставит. Свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник.

[102:3]((يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ))


((О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!)). [3:102]


((يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالًا كَثِيرًا وَنِسَاءً ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي تَسَاءَلُونَ بِهِ وَالْأَرْحَامَ ۚ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا)). [1:4]


((О, люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами)). [4:1]


[71،70:33]((يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَقُولُوا قَوْلًا سَدِيدًا (70) يُصْلِحْ لَكُمْ أَعْمَالَكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ ۗ وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ فَازَ فَوْزًا عَظِيمًا (71)))


((70. О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. 71. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха)). [33:70,71]


А затем:
Поистине, самый правдивый рассказ – Книга Аллаха, самая лучшая дорога – дорога Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Самые худшие дела - ересь, всякая ересь – нововведение, каждое нововведение – заблуждение, а любое заблуждение – в Огне.

А затем:
На самом деле, сегодня соблазны следуют друг за другом, они разнообразны и увеличиваются. Среди соблазнов соблазны для органов тела, соблазны для сердца, соблазны для разума и понимания. Как люди незнающие, так и общество знающих окунаются с головой в искушения, не обращая на них внимания. Окунаются с головой толпами.
Стало так, что даже обладатель живого сердца отрицает то, что видел и кого видел и [не смотрит] «в лицо» тому, что знает, не обязывает себя делами, не просвещает свой разум и не имеет яркого понимания.
У людей [случилась] путаница телами и рассеяние дел. Они живут на чужбине среди земляков, пока Аллах не позволит наступить их сроку. А если Аллах помилует их и простит, то развеет чуждость и отчужденность, [к которой] они привыкли.
Поистине, милость Аллаха, Всемогущ Он и Велик, по отношению к Своему рабу после того, как Он оказал ему милость в виде Ислама, - это содействие в следовании путем Сунны. Следуют им шейхи - сунниты, от которых [люди] перенимают и берут знание, получают пользу. С ними – безопасность для веры и убеждение.
Из того, чему обучают ахлю Сунна валь джама’а - люди правильного убеждения и ясного пути – правда и очевидность, к которой они призывают, посредством которой наставляют людей и проявляют к ним сострадание. Они обучают людей так, как указал господин сына Адама, да благословит его Аллах и приветствует. Эти ученые Сунны во всех странах и во всех эпохах – довод Аллаха во все времена и во всех местах. Посредством них Аллах сохраняет Свой Шариат, исправляет общину, подавляет противников тем, с чем пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Да будет Аллах доволен ими и смилуется над теми, кто умер и отправился к Аллаху и пусть поможет и утвердит тех, кто остался.
[Истинные] ученые крепко держатся за Книгу и Сунну на понимании праведных предшественников. [Истинные] призывающие берут знание от праведных имамов призыва во все времена и учатся у благочестивых ученых. Никакой призывающий не стоял на призыве отклоняющихся от истинного пути и правильности.
Как сказал аль-Кыльшани, «праведные предшественники – первый центр сведущих в религии. Идущие правильным путем – путем Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, - есть хранители его Сунны. Всевышний Аллах избрал их для сопутствования Пророку, для поднятия Его религии и удовольствовался ими как имамами общины. Они борются на пути Аллаха истинной борьбой, отдают все силы в наставлении общины и в принесении ей пользы, отдают себя полностью в угоду Аллаху».
Из того, что надлежит тебе знать, брат-читатель, - это то, что призыв всех Посланников был одним призывом и разве не призывом к единобожию?! Каждый Пророк призывал к единобожию.
Единобожие – это важнейшая миссия и вопрос вопросов. Преобладающее количество ученых заостряют на этом внимание. Но что же такое вероубеждение? Откуда нам его взять?
Вероубеждение – это все, что приближает к Господу, Всемогущ Он и Велик. Все, с чем связано сердце. То, что входит в глубину души, затрудняет ее движение и вхождение сомнения в нее. Горы сдвигаются со своих мест, а убеждение непоколебимо в сердце верующего.
Говорят, что вероубеждение – это дела, с которыми твое сердце обязательно должно быть согласно, а душа спокойна. Оно есть достоверное знание. Не примешивается к нему сомнение и подозрение.
Вероубеждение – это не голая речь, которую произносят. Поистине, оно - вещь, помещенная в сердце, на которой оно твердо, и ты находишь там Аллаха.
Поистине, убеждение берется из Книги нашего Господа, Который сказал, Пречист Он и Велик:

[42:41]((لَا يَأْتِيهِ الْبَاطِلُ مِنْ بَيْنِ يَدَيْهِ وَلَا مِنْ خَلْفِهِ تَنْزِيلٌ مِنْ حَكِيمٍ حَمِيدٍ))


((Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального)). [41:42];


и из Сунны нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о котором Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал:

[4،3:53]((وَمَا يَنْطِقُ عَنِ الْهَوَى (3) إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى (4)))

((3. Он не говорит по прихоти. 4. Это – всего лишь внушаемое ему откровение)). [53:3,4]


Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"تركت فيكم شيئين: لن تضلوا بعدهما: كتاب الله‘ وسنتي‘ ولن يتفرقا حتى يردا على الحوض"


«Я оставил вам две вещи, с которыми вы не заблудитесь: Книгу Аллаха и мою Сунну, и с которыми не разделитесь, пока не соберетесь у моего водоема».

Но остается важный вопрос: достаточно ли того, что мы упомянули о важности Сунны?
Ответ: Необходимо серьезное предостережение для того, чтобы хорошо понять суть вероубеждения. Мы берем ее из Книги и Сунны так, как понимали праведные предшественники.

Важность вероубеждения очевидна в наши времена. Оно – основа религии и фундамент естества. Как же сможет кто-нибудь из нас построить свою религию без фундамента?
Когда один из нас желает построить строение, [он понимает, что] необходимо, чтобы фундамент был прочным, чтобы [он смог] его поднять. Всевышний сказал:

((أَلَمْ تَرَ كَيْفَ ضَرَبَ اللَّهُ مَثَلًا كَلِمَةً طَيِّبَةً كَشَجَرَةٍ طَيِّبَةٍ أَصْلُهَا ثَابِتٌ وَفَرْعُهَا فِي السَّمَاءِ (24) تُؤْتِي أُكُلَهَا كُلَّ حِينٍ بِإِذْنِ رَبِّهَا وَيَضْرِبُ اللَّهُ الْأَمْثَالَ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ (25))) [25:14]


((24. Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу. (25) Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, - быть может, они помянут назидание)). [14:24,25]


Когда появилось вероубеждение, оно было разделено на три части: единобожие божественности, единобожие господства и единобожие имен и атрибутов.
Мы выбрали для написания книги третью часть. Это единобожие имен и атрибутов, по поводу чего Аллах, Пречист Он и Велик, сказал:

[11:42]((لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ))


((Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий)). [42:11]


Сказал да благословит его Аллах и приветствует:

"إن لله تسعة وتسعين اسمًا مائة إلا واحدًا من أحصاها دخل الجنة"


«Воистину, у Аллаха 99 имен. Сто кроме одного. Тот, кто сосчитает их, войдет в Рай». [аль-Бухари, Муслим]
Имена Аллаха и Его атрибуты перемешались у многих людей. Мы хотели разъяснить истину и достоверное знание [об этом] со знанием, богобоязненностью и твердостью в вере, со слов известных ученых.
Обязательное предупреждение – слабость известного хадиса с названиями прекрасных имен. Это хадис Абу Хурайры от ат-Тирмизи и Ибн Маджа с названиями имен и их количеством. Он очень известен среди людей, но это слабый хадис. Его принадлежность Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, недостоверна. В нем имена, отношение которых к Аллаху, Пречист Он и Велик, не доказано. В нем также имена, на которые нет доказательств ни в Коране, ни в Сунне.
Мы выбрали Ибн Каййима, да смилуется над ним Аллах, по причине того, что его книги хороши от введения [до конца], пространной речью об убеждениях суннитов, особенно касыда о ките, известная под названием «Целительная достаточность для победы спасенной партии», а также многие другие произведения.
Мы не ограничились только книгами шейха Ислама Ибн Каййима. Поистине, мы привели много речей обладателей знания, как имама аль-Куртуби, выдающегося ученого ас-Са’ди, выдающегося ученого Мухаммада Халиля аль-Харраса, да смилуется над ними Аллах.

В данной книге наше дело ограничилось следующим:

1 – Мы начали книгу упоминанием биографии шейха Ислама Ибн Каййима, да смилуется над ним Аллах. Упомянули его происхождение, рождение, его учителей и учеников, сторонников и противников. Изучили путь Ибн Каййима, его цели и взгляды. Упомянули его языковое богатство и образованность, отсутствие фанатизма в пути, его призыв к пути праведных предшественников, битва с традициями и с игрой религиозными законами, призыв к пониманию духа религии. Мы упомянули его путь, ступень Сунны у него, отношение к единогласному мнению ученых, соответствие сподвижникам в толковании Корана, отношение к правилам, усердие на пути обладателей Сунны. Затем мы упомянули отношение к суфизму, его сочинения и его смерть.

2 – Во введении книги мы упомянули различные темы. Из них: разделение единобожия и доказательства [на это], ответ тем, кто отрицал данное разделение, знакомство с единобожием в поклонении, господстве, в именах и атрибутах, и некоторая польза и правила в отношении имен Аллаха и Его атрибутов.

3 – Вначале мы упомянули имена, затем атрибуты, предваряя каждое имя доказательствами из Корана и Сунны.

4 – Разъяснили хадисы и постановления относительно их достоверности или слабости. В хадисах, которые привели аль-Бухари и Муслим в своих "Сахихах", достаточно тем для указания на достоверность хадисов, известно, что община принимает их. Относительно того, чего не было в двух “Сахихах”, мы ограничились упоминанием их постановления у выдающегося ученого аль-Албани, да смилуется над ним Аллах, с обращением к книгам шейха. Если мы не находили постановлений у ученого аль-Албани, да смилуется над ним Аллах, то мы основывались на их происхождении со слов обладателей знания хадисов, если таковые имелись.

5 – Мы разъяснили некоторые смыслы слов, которые могут быть трудны для тебя, брат-читатель. Мы не стремились увеличить книгу устаревшими словами и комментариями. Поистине, книга ясна и выражения шейха, да смилуется над ним Аллах, легки и облегчены. Просим Аллаха, Всемогущ Он и Велик, принести пользу всем, кто ее прочтет.

Мы благодарим всех, кто старался в издании этой книги в получившемся превосходном виде.
Мы просим Аллаха, Всемогущ Он и Велик, принять от нас наше дело, сделать его праведным, и сделать его в День Суда на весах наших благих дел, принести ею пользу Исламу и мусульманам, ведь Он – лучший Покровитель и Помощник!
Да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников! И хвала Аллаху, Господу миров!


Написал Абу аль-Валид Ахмад ибн Ша’бан ибн Ахмад


Биография Ибн Каййима

(Родился 7 сафара 691 г. по хиджре / 1292 г. по миляди -

- умер 13 раджаба 751 г. по хиджре / 1350 г. по миляди)


Его [полное] имя и прозвище:
Мухаммад Ибн Абу Бакр Ибн Аййу̀б Ибн Са’д Ибн Харѝз аз-Зу̀р’и ад-Димашки, Абу ‘АбдиЛлях Шамсу-д-Дин Ибн Каййим аль-Джаузия, да смилуется над ним Аллах.
Причина наречения прозвищем Ибн Каййим:
Шейху Мухаммаду Ибн Абу Бакру Ибн Аййубу присвоили прозвище «Ибн Каййим». Его узнавали по нему, он стал известным им, также как «Ибн Каййим аль-Джаузия», потому что его отец был уполномоченным в Аль-Джаузии и руководил ее делами. Аль-Джаузия – это школа, которую построил Мухъи-д-Дин Ибн аль-Ха̀физ у пшеничного рынка в Дамаске. Отец Ибн Каййима был уполномоченным при ней и ее директором. В последствии Ибн Каййим стал руководителем школы Аль-Джаузия. Затем школа Аль-Джаузия стала судом, потом некоторый период времени была закрыта. В последствии ее открыли в качестве школы для детей, после чего она сгорела во времена Сирийской революции.
Важное примечание:
На что необходимо указать, - то, что большинство людей полагают, что «Ибн Каййим аль-Джаузия» это «Ибн аль-Джаузи», а некоторые вовсе не разделяют между ними. Но в действительности «Ибн аль-Джаузи», да смилуется над ним Аллах, -предшественник «Ибн Каййима аль-Джаузия», умер за год до него. Был ученым, знал Коран наизусть, был твердым и непоколебимым. Его звали: ‘АбдурРахман Абу аль-Фарадж Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали. Он умер в Багдаде в 597 году по хиджре. Ему принадлежат большие сочинения: «Одеяние иблиса», «Удаление сомнений уподобления в ответе на подобие».
Я даже видел некоторые сочинения, на обложке которых его имя, а на первой странице – другое.
Его рождение:
Исторические источники констатируют: Ибн Каййим, да смилуется над ним Аллах, родился в месяце сафар в 691 году по хиджре / 1292 году по миляди.
Его учителя:
Имам Ибн Каййим аль-Джаузия был учеником больших ученых и великих учителей, факыхов и знатоков Корана. Среди них: Абу Бакр Ибн ‘АбдудДа̀им, ‘Иса аль-Мутъ’им, Ибн аш-Шира̀зи, Исма’иль Ибн Мактум, аш-Шиха̀б ан-Наблюси, аль-Кады ТакыудДин Сулейман, Фатыма Бинт Джаухар.
Исторические книги констатируют, что он читал арабский язык у Ибн Абу аль-Фатхи и у аль-Маджда ат-Тууниси. Читал фикх у аль-Маджда аль-Хараани и Ибн Таймии. Ибн Таймия оставил в его душе огромное впечатление, он взял его себе в качестве высокого примера и неотступно следовал за ним с 712 года по хиджре. Он перенял от него большинство взглядов, не опережал его мнение, следовал его методу в битве с противоречащими убеждениям праведных предшественников.
Его ученики:
У Ибн Каййима были великие учителя, факыхи, мухаддисы и языковеды. Ему присвоили, что он ученик шейха Ислама Ибн Таймии. Были у него и выдающиеся ученики – имамы: аль-Ха̀физ ЗайнудДин Абу аль-Фарадж ‘АбдурРахман Ибн Раджаб аль-Ханбали, также у него учился ШамсудДин Мухаммад Ибн ‘Абдуль-Ка̀дир ан-На̀блюси, также среди них его сын ‘АбдуЛлах, который занимал преподавательскую должность при школе Мустансария после смерти отца. Школа Мустансария находилась по пути в Дамаск.
Из тех, кто учился у Ибн Каййима, да смилуется над ним Аллах, - имам, комментатор и знаток Корана Ибн Касир и Ибн ‘Абдуль-Ха̀ди.
Ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: «У него училось большое количество людей, которые были достойнейшими и которых уважали и почитали. Они-то и учились у него».
Его сторонники и противники:
Ибн Каййима волновал призыв к пути предшественников, битва со взглядами отклоняющихся, страстями сбивающих с пути, выступление против традиций, унаследования новшеств и привычного во взглядах. Люди разделились на его сторонников и оппонентов. Среди них были ревнители его взглядов и противники, ненавидящие его. Из-за этого Ибн Каййима поразили испытания, вред и ущерб, как и Ибн Таймию.
По причине расхождения в некоторых постановлениях с судьями и законоведами его посадили в тюрьму вместе с Ибн Таймией и освободили только после смерти Ибн Таймии.
В течение своего заключения он занимался чтением, размышлением и обдумыванием Корана, и ему открылось много добра. Он совершал паломничество, занимался делами подвижничества в Мекку, много поклонялся там и делал много обходов.
Что касается сторонников Ибн Каййима, то его многие защищали. Самый известный среди них Ибн Раджаб, который учился у него. Он сказал: «Он, да смилуется над ним Аллах, был обладателем поклонения и ночного бодрствования. Он максимально протягивал намаз. Не было никого подобного ему в этом. Не было никого обширнее него знанием и более знающего смыслы Корана и Сунны и постановлений веры в них. Он не был безгрешным, но я не видел никого подобного ему сущностью своей. За год до смерти я присутствовал на его кружках, слушал касыду о ките и некоторые вещи из его сочинений».
Ибн Касир сказал про него: «Он красиво читал [Коран] и был прекрасного нрава, премного заискивал перед Аллахом. Он никогда никому не завидовал, не мучил и не порицал, не питал злобу ни к кому. Я был ярым его последователем из всех людей и больше всех его любил».
Похвала ученых в его адрес: его хвалило большинство ученых и поддерживали его за достоинство и службу знанию. Из них: Аль-Ха̀физ Имам аз-Захабий, который сказал, хваля его: «Он занимался хадисами, науками и мусульманским правом, которое отлично докладывал, и знал грамматику».
Судья Бурхан ад-Дѝн аз-Зар’ий сказал о нем: «Нет под небосводом человека обширнее знанием, чем он. Он обучал от всего сердца, был имамом аль-Джаузии долгое время и написал своей рукой столько, сколько не счесть».
Шейх аль-Ислам Ибн Хаджар аль-‘Аскаля̀ни (автор книги «Открытие Создателя» («Фатх аль-Бари»)) сказал о нем: «Он был неустрашим и обширен знанием, знатоком противоречий и вероучений праведных предшественников. Одержала над ним верх любовь к Ибн Таймие до такой степени, что он не выходил за пределы его слов, напротив был его сторонником во всем и развил его книги».
Его личность: Ибн Каййим был благородным ученым, сильной личностью с сильными мыслями. Он не держался мнения людей, кроме мнения Ибн Таймии, напротив, он порой оспаривал их и отвечал на них, если ему казалось, что его мнение было более предпочтительно.

Образование Ибн Каййима, его цели и взгляды


1 - Его образованность и языковое богатство.
Ибн Каййим черпал из научного прогресса, который предшествовал ему, и нашел перед собой легкий путь изучения Шариата, арабского языка и догматического богословия, также он читал сочинения, которые увеличивали понимание и расширяли кругозор. У него была искренняя страсть к приобретению книг, сильная любовь к знанию, записыванию и сочинению. Он владел книгами, которых не было у других.
Ибн Хаджар описывает его так: «Он был влюблен во все книги, достиг такого их количества, которое не исчислить, что даже после его смерти его дети продавали их долгое время».
Ибн Каййим, да смилуется над ним Аллах, был усердным ученым, брал со всех областей знания, вмещал в себя все образования, которые были просвещены в его эпоху в Шаме и Египте. Он увлекался всеми книгами, был живой энциклопедией наук своего времени, сочинял по мусульманскому праву, его основам, ходу и истории, а также другие величайшие и бесценные сочинения.
Ибн Каййим не был ученым только в постановлениях Шариата. Также он в совершенстве знал арабский язык, в том числе “Увлекательную книгу о Коранических науках и стилистике”. Ее он изучил после ознакомления с важнейшими книгами о красноречии, добавив к ней свой талант в понимании секретов языка и его целей, которым он был щедро наделен.
Указание на его языковое богатство – выход в свет стихотворных произведений в его собственном стиле.
Цитирование его стихотворения, где он говорит о группе современной общины:

يسيرون مع الحق أين سارت ركائبه‘ ويستقلون مع الصواب حيث استقلت مضاربة إذا بدا لهم الدليل بأخذته طاروا إليه زرافات ووحدانا‘ وإذا دعاهم الرسول إلى أمر انتدبوا إليه ولا يسألونه على ما قال برهانًا


«Они движутся с Истиной так, как двигалась процессия [раньше]. Они направляются осознанно, когда поднимается борьба. Когда является доказательство, они спешат к нему толпой и по одиночке. Когда зовет их Посланник Аллаха исполнить веление, они не спрашивают о подробностях доказательства».
Этот стиль изложения заимствован со слов поэта:

Они не спрашивают брата, когда он поручает,

О превратностях того, что он привел в доказательство.


Перемены в рифмованной прозе: процессия, борьба, по одиночке, доказательство. Из иносказательных оборотов: двигалась процессия, поднимается борьба, слово «направляются» يستقلون - изящное арабское слово, приходит только к говору, изменяющемуся по флексиям в языке.
Также он заимствовал из Корана, распространял свое учение, которому посвятил всего себя и свою жизнь. [/О превратностях того, что он привел в доказательство/] он объяснил на языке [арабов] как «уловки шайтана», [то есть]: превышая меру в осуждении уловок шайтана, вы приобретаете конницу и пехоту из слабых «махзуль̀» и сильных «самѝн» доказательств.
Этот стиль заимствован из аятов Корана:

[64:17]((وَاسْتَفْزِزْ مَنْ اسْتَطَعْتَ مِنْهُمْ بِصَوْتِكَ وَأَجْلِبْ عَلَيْهِمْ بِخَيْلِكَ وَرَجِلِكَ))


((Возбуждай своим голосом, кого сможешь, пускай в ход против них свою конницу и пехоту)). [17:64]


К тому же метафора «самѝн» указывает на сильные [доказательства], а «махзу̀ль» указывает на слабые [доказательтсва].
Стиль не свободен от заимствований из благородных Пророческих хадисов.
Также стиль не свободен от примеров, которые приходят в подходящих местах. [Например,] его слова в ответ фальсификаторам, которые судили на противоречиях и заблуждениях, так как являлись заблудшими: «Клянусь Аллахом, он взял известный пример «отбросила меня болезнь и уходит» и просто назвал его наследием Посланника, одел его в одежду и бросил в болезнь». Поэтому его стиль отличался силой [слова] и серьезностью без риторической неестественности. Его стиль отличался также рифмованной прозой без нарочитости и вычурности.
Он был сведущ в грамматике и ее правилах. Когда касалось вопросов, связанных с правилами грамматики, он хозяйничал в них будто человек, получивший специальность [в этой области].
2 - Отсутствие фанатичности к пути.
Он, да смилуется над ним Аллах, не желал строго придерживаться пути ханбалитов, понимал их без фанатичности к их пути. Он был на пути своего шейха, двигаясь с истиной туда, куда двигалась процессия, не обращая внимания на людей.
Люди определяются истиной, но истина не определяется людьми.
3 – Его цели, к которым он стремился для установления истины.
А – Призыв к пути праведных предшественников.
У Ибн Каййима были цели, к которым он стремился для установления истины и к которым побуждал, вывод для противоречащих и колеблющихся. Ученый достиг понимания, что уничтожение падения, упадка и разделения завершится объединенностью во взглядах и отказом от противоречия мазхабам. Он считал благом возвращение к тому, на чем были праведные предшественники, поэтому его первейшей целью был призыв к пути предшественников. Этот путь представлял собой веру, свободную от взглядов отклоняющихся и фанатизма, вводящего в заблуждение.
Б – Битва против усердия в слепом подражании.
Ибн Каййим призывал к битве против усердия в слепом подражании и уничтожению застоя. Для осуществления своей цели он сражался со слепым подражанием и призывал к усердию, поднимался против фальсификаторов, призывая к освобождению разума от петель слепого подражания, к приверженности Корану и Сунне настолько, насколько это возможно.
Затем Ибн Каййим привел доводы на ложность слепого подражания, представил путь сподвижников и их последователей, последователей последователей, затем общины и ее позицию. Он разъяснил, что последователи спрашивали сподвижников о Сунне Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, потом явились последователи последователей и последовали их путями, затем явилась община и двинулась по их примеру. Община не опережала Священные тексты ни в чем, что обернулось для них прекрасной похвалой.
Что касается сподвижников, то они не ведали о существовании слепого подражания. Доказательством тому являются разногласия между ними, на которых не было указаний. Если бы фальсификаторы не следовали мнениям, кто-нибудь из [сподвижников] сказал бы об этом. Их разногласия - доказательство на достижение высшей ступени знаний, права самостоятельно решать вопросы, на которых не было указаний, и отсутствие слепого подражания.
В – Борьба с произвольным отношением с законами религии.
Ибн Каййим держался мнения, что произвольное отношение с законами религии есть уловки и хитрость, где становится дозволенным запретное и утрачиваются права. Ибн Каййим не смирился с произвольным отношением с законами религии и сражался со всем, что представляло собой важность этого, опровергая доводы их последователей, приводя доказательства на их ложность.
Г – Призыв к пониманию духа религии.
Из целей, которым были посвящены его труды по различным темам, - призыв к пониманию духа религии, уничтожению неподвижности в представлениях о ней и застоя в словах о ней. Обнаруживалось это через его взгляды в способах доказывания и разъяснения, возможность принятия свидетельства Единственного Правдивого, важность соблюдения договоров, использование средств, приводящих к цели, принцип свободы соглашений, соблюдение прав заимодателей, коллективная ответственность, сводящаяся к тому, что считается людьми солидарностью и взаимопомощью, когда от каждого человека требуется ответственность делать то, в чем благо для всех.
4 – Программа Ибн Каййима.
Изучающий сочинения Ибн Каййима замечает, что он вел учение по исследованию разногласий, которые ввели знатоки мусульманского права до него. Что он представляет проблему, затем подкрепляет ее доводами. Что он берет основы текстов, затем делает выводы из них.
Такой подход предпочтительнее других программ в силу опоры на тексты и выведения положений.
Он приводит многочисленные переданные и разумные доказательства на одну проблему и помогает ему в этом знание множества хадисов. Выявляется его рассудительность в подкреплении взглядов.
Это вдобавок к тому, что он не пренебрегал правами предшественников, напротив, представлял их взгляды и выбирал из них те, которые считал предпочтительными для доказательства. Он склонялся ко взглядам знатоков мусульманского права и разъяснениям всего, что утверждал. Он приводил аяты, затем разъяснял их хадисами, без фанатичности к определенному учению так, что мы можем уверенно сказать, что он достиг высшей степени знания и не являлся слепым подражателем. Его основной целью был призыв к усердию и задействованию мышления. В противоречивых вопросах Ибн Каййим не ограничивался упоминанием доказательств на то, что думает, но он видел, что дело требует доводов на вопросы, затем приводил доводы врагов и опровергал их.
5 – Положение Сунны по отношению к Корану у Ибн Каййима.
Ибн Каййим считал, что Сунна не противоречит Благородному Корану. Он соглашался с мнением Имама Ахмада ибн Ханбаля и Имама аш-Шафи’и и говорил: «Сунна вместе с Кораном в трех отношениях. Первое. Она соответствует ему во всех отношениях. Коран и Сунна находятся на одном законе с точки зрения совпадения доказательств и их взаимодействия. Второе. Она разъясняет Коран и является толкованием к нему. Третье. Является ответом для постановления, о котором умалчивается в Коране, запрещением того, о запрещении чего умалчивается [в Коране]. Она не выходит из этих трех делений, не противоречит Корану, не является дополнением к Корану. Она есть законодательство, которое берет начало от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подчиняться которому обязательно и ослушаться которого не дозволяется».
Затем Ибн Каййим подробно изложил свою точку зрения, сказав: «Обязательно для каждого мусульманина убеждение, что нет в правдивой Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и одного хадиса, который бы противоречил Корану, напротив, все хадисы по отношению к Книге Аллаха в трех положениях. Первое. Сунна согласованна, свидетельствует сама по себе о том, что засвидетельствовали Священные Писания. Второе. Сунна разъясняет Книгу и желания Аллаха и руководствуется ее безусловностью. Третье. Сунна содержит постановления, о которых умалчивается в Книге, и разъясняет ее от самого начала.
Не позволяется ни одно отвержение из этих трех положений. Нет у Сунны и Книги Аллаха четвертого положения. Мы берем в свидетели Аллаха и Его Посланника на то, что нет ни одного достоверного хадиса от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, несовместимого с Книгой Аллаха и противоречащего ей.
Как такое может быть, если Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъясняющий Книгу Аллаха, которому она была ниспослана, кому Аллах указал путь, и он - уполномоченный следовать ей и самый знающий из всех людей в толковании ее. Если бы было позволительно отвержение Сунны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из того, что понял человек из Ясной Книги, то было бы отвержено огромное количество хадисов, если бы не были вообще отменены полностью».
Отсюда становится очевидным для нас, что Ибн Каййим охватил связь Сунны с Кораном в согласованности, разъяснении, дополнении, и не дозволяется отвержение даже одного хадиса из других хадисов из-за противоречия Корану, потому что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, - разъясняющий Книгу и не надлежит упущение этого разъяснения, так как он самый знающий из творений относительно желаний Аллаха. Если бы противоречащая Сунна отвергала Коран, то было бы отвержено большое количество хадисов, даже если бы они были достоверными.
6 – Отношение Ибн Каййима к единодушному мнению имамов по вопросам религии.
Ибн Каййим удалялся от единодушного мнения имамов из-за трудности преобладающей части этого знания и сказал: «Поистине, знание достигшего высшей ступени знания в том, на что указано в Коране и Сунне, легче знания единодушного мнения всех, кто на востоке и на западе. И это если бы оно не было затруднительным, а оно - вещь сложнейшая и самая противоречивая, кроме обязательного в Исламе». Это указывает на то, что Ибн Каййим желал единодушное мнение, которое состоит из отсутствия противоречивого знания. Имам Ахмад брал единодушное мнение с отсутствием противоречивого знания, и стеснялся [браться за то, что] называется единодушным мнением [само по себе], из-за трудности знания единодушного мнения имамов. Он ставил его на ступень, следующую за Книгой и Сунной, как это делал его шейх аш-Шафи’и раньше.
Что касается единодушного мнения в смысле единодушия имамов, достигших высшей ступени знаний в постановлениях, то он удалялся от них, потому что он упоминал и одобрял мнения Ахмада и аш-Шафи’и.
7 – Согласие со сподвижниками в толковании Корана.
Ибн Каййим не ограничивался взятием слов сподвижников и их решений относительно постановлений мусульманского права, напротив, был убежден в их взглядах относительно толкования Благородного Корана. Объясняя фразу судьи из того, что он подразумевал словами: «Толкование сподвижника о постановлениях для нас высоко», Ибн Каййим сказал: «Он имел ввиду высоко в плане рассуждений и аргументирования, а не в том плане, что если сподвижник сказал что-то об аяте, то требуется сказать: «так сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил смыслы Корана и распространил их, как описал это Всевышний Аллах:

[44:16]((لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ))


((Для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано)). [16:44]


и разъяснил им Коран совершенным убедительным образом.
Ибн Каййим считал это толкование - толкование сподвижников - частью похвального видения из-за облегчения пути выведения из Текстов. Это понимание, которое дает Аллах тому, кому пожелает из Своих рабов.
8 – Отношение к сравнению.
Ибн Каййим ориентировался в сравнениях. Он считал их основами Шариата, на которые опирался. Он упоминал их разделения, доказательства, подтверждающие их, доказательства возвышенных и опровергал неподобающие сравнения из того, что знал. Из доказательств, которые приводил Ибн Каййим, - это сравнения из Благородной Книги. Из них: сравнение появления второго над появлением первого, что подразумевает силу появления второго и является решением для появления первого; сравнение жизни мертвых после смерти с оживанием земли после смерти в виде растений; сравнение нового творения, которое отрицают Его враги, с сотворением небес и земли.

Второе сильнее первого, например:

[57:40]((لَخَلْقُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ أَكْبَرُ مِنْ خَلْقِ النَّاسِ))


((Воистину, сотворение небес и земли нечто более великое, чем сотворение людей)). [40:57]


Ибн Каййим сказал: «Все разумные сравнения побуждают рабов к постановлению вещи по аналогии. В приведении примеров сравнения есть свойство разума. Аллах сосредоточил в естестве и разуме людей выравнивание между схожими [вещами], отрицание разъединения между ними и различие между отличающимися [вещами] и отрицание объединения между ними».
9 – Его усердие на пути суннитов.
В своих рассуждениях на доказательство существования Аллаха Ибн Каййим доказал, что Аллаху, Пречист Он и Возвышен, принадлежат совершенные атрибуты и утверждал, что имена Аллаха указывают на атрибуты Его совершенства. Так как он доказывал, что Аллаху принадлежат совершенные атрибуты в дополнение к атрибутам сущности и что они извечные и самостоятельные, нам стало ясно, что его путь есть путь суннитов. Его усердие на пути суннитов подобно усердию его шейха Ибн Таймии и не удивительно, ведь он являлся его верным учеником, который перенял его знамя после него.
Он сказал: «Мы не имеем могущества Господа, Пречист Он, над содержанием [имен], их совершенством, и не можем охватить их всех. Нет в бытие самостоятельной вещи по воздействию, которая бы являлась равноценной воле Господа и Его могуществу. Все, что помимо Него, является Его творением, а Он производный могущества и воли. Тот, кто отрицает это, пусть приведет в доказательство творца, равноценного Аллаху, или пусть скажет, существует ли творение без сотворившего его. Если мы слышим такое, то отвечаем: «Могущество действия Господа приходится на творение и создание, а способность раба сводится на причину и осуществление, а Аллах – Тот, Кто создал действие. Раб сделал его и выполнил, способность осуществилась, а последствия ее пришлись на волю и могущество Господа»».
Ибн Каййим атаковал джабариев, му’тазилитов и аша’иров и не одобрял того, что утверждали они также, как атаковал других последователей отклоняющихся мнений. В атаке с ними он перенял их диалекты, что свидетельствует о его упорном усердии на пути суннитов. Мнения [суннитов] были истиной для него, а остальные мнения – ложью.
10 – Суфизм в видении Ибн Каййима.
Он считал истинный суфизм делом Сунны и следованием за тем, что ниспослал Аллах Своему Посланнику. Он ориентировался в этом на Ибрахима Ибн Мухаммада [, который сказал]: «Основа этого мазхаба – неотступное следование Книге и Сунне, оставление страстей, нововведений, приверженности нации, следование за праведными предшественниками, оставление того, что ввели последние, и пребывание на пути первых людей древности».
11 – Его сочинения.
Он был, да смилуется над ним Аллах, такого круга интересов, все равно, что змея, которая ходит на двух ногах. Он отличался широтой кругозора, многочисленными познаниями и специальными образованиями. Нам остались сочинения, которые разъясняют его большой опыт и знание многих наук:
1 – «Исправление Сунны Абу Дауда, разъяснение его болезни и проблем»
2 – «Дорога двух переселений и дверь к двум счастьям»
3 – «Степень идущих путем ((Только Тебе мы поклоняемся и только Тебя просим о помощи))». Является толкованием книги «Степень идущих» шейха Ислама аль-Ансарий
4 – «Крепкий дружественный договор прекрасными речами и праведными делами, поднимающийся к Господу небес»
5 – «Высокий маяк в достоверностях и слабостях»
6 – «Стилистика»
7 – «Исцеление больного в приговоре и судьбе»
8 – «Толкование имен Могущественной Книги»
9 – «Провизия путников к степени счастливых на прямом пути печати Пророков»
10 – «Ясность понимания поминаний после намаза лучшего из людей»
11 – «Разъяснение лживых рассуждений о дозволенности борьбы и соревнований»
12 – «Заимствованное осуждение и отличительный критерий между отвергаемым и принимаемым»
13 – «Прекрасные пользы»
14 – «Достаточная целительность для победы спасенной группы» (Это поэма о ките приблизительно в 6000 стихов)
15 – «Поражение извращенца и атеиста отправленным громом»
16 – «Руководство для растерявшихся в ответах иудеям и христианам»
17 – «Запасы для Дня воскрешения на прямом пути лучшего из рабов»
18 – «Болезнь и исцеление»
19 – «В подарок Любимому. Постановления, касающиеся новорожденного»
20 – «Ключ от обители счастья и распространения знамени обладателей знания и их намерений»
21 – «Собрание Исламского войска для нападения на извращенного атеиста»
22 – «Поднятие двух рук в намазе»
23 – «Запретный никах»
24 – «Превосходство Мекки над Мединой»
25 – «Превосходство знания»
26 – «Снаряжение терпеливых»
27 – «Снятие покрывала от постановления на прослушивание пения»
28 – «Смыслы частиц и предлогов»
29 – «Целительное послание о тайнах двух сур «Куль а’уҙу»»
30 – «Нужда в прямом пути в противоречиях обитателей Ада»
31 – «Помощь опечаленному относительно постановления талака в гневе»
32 – «Положение оставления намаза»
33 – «Свет мусульманина и его жизнь»
34 – «Документ, которым разрешается и запрещается одежда из шелка»
35 – «Различие между дружбой и любовью»
36 – «Прекрасная речь и праведные дела»
37 – «Оповещение передающих от Господа миров»
38 – «Священное завоевание»
39 – «Мекканский подарок»
40 – «Примеры из Корана»
41 – «Толкование прекрасных имен»
42 – «Вера в Коран»
43 – «Толкование суры «Аль-Фатиха»»
44 – «Законный конный спорт»
45 – «Правовые пути в политике Шариата»
46 – «Дух»
47 – «Помощь опечаленному от бед от шайтана»
48 – «Полезные наставления»
49 – «Сад любящих и прогулка стремящихся»
50 – «Достаточный ответ тому, кто просил целительное лекарство»
51 – «Толкование имен Корана»
12 – Его кончина.
Он умер, да смилуется над ним Аллах, во время ночной молитвы в ночь на четверг, 13 числа месяца Раджаб 751 года по хиджре – 1350 года по миляди ‘Исы, мир ему. Над ним читали погребальную молитву в четверг после обеденного намаза. Он был закапан на кладбище с маленькой дверцей. Его провожало много людей. Он скончался на 60 году жизни, которые провел в обороне знания Благородного Корана и очищающей Пророческой Сунны, призыве к единобожию, свободному от примесей многобожия, с искренностью в поклонении Господу и свободным от слепого подражания, которое скрывает приметы истины.

ПРЕКРАСНЫЕ ИМЕНА АЛЛАХА


АЛЛАХ (ЕДИНСТВЕННЫЙ БОГ)


Имя «Аллах» величайшее. Указывает на сущность Всевышнего Аллаха, на Его мудрые действия и все прекрасные имена. Это имя, которое вбирает в себя все другие имена Всевышнего Аллаха[1].
Аллах – Тот, Кого обожествляют, Владелец обожествления и рабства в отношении всех творений. Обладает качествами божественности, которые есть суть совершенных атрибутов[2].
Имя «Аллах» - велико Его могущество – собирательное. Все имена выстраиваются в ряд после него. Говорится: «Ар-Рахма̀н, ар-Рахѝм, аль-‘Азѝз, аль-Гафа̀р, аль-Кахха̀р из имен Аллаха». Не говорится: «Аллах из имен ар-Рахма̀на». Всевышний сказал:

[180:7]((وَلِلّهِ الأَسْمَاء الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا وَذَرُواْ الَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِي أَسْمَآئِهِ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ))


((У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали)). [7:180]


Это [имя -] собрание, вмещающее в себя все другие. Это собрание для всех атрибутов, и тот, кто расширил грудь для обожествления и отвел право Богу в служении с совершенной любовью, покорностью, возвеличиванием, выстаиванием и должным рабством, Бог истины завершит для него его богатство и сделает из самых богатых рабов. Его положение будет подобно следующему:

Разбогател без имущества над всеми людьми.

Поистине, богатство - превосходство над вещью, а не с вещью.


Cтанет его богатством величайшее достоинство и высочайшие способности. Без них уменьшится его царство, а все, что помимо них, словно тень или приходящий призрак во сне, который приносит с собой рассказ душе и прогоняет внимание ото сна[3].

[1] «Суннитская конечная цель» («Аль-Макъсыд аль-Усна») (35).
[2] Введение «Толкование ас-Са’ди» («Тафсиир ас-Са’ди»).
[3] «Дорога двух переселений» («Тариик аль-Хиджратейн») (80).

Довод на превосходство имени «Аллах» над всеми именами и атрибутами


Имя «Аллах» указывает на все прекрасные имена и высочайшие атрибуты. Оно указывает на божественность, заключающая в непоколебимости атрибутов божественности, отрицающая ее противоположности.
Атрибут божественности из атрибутов совершенства, свободный от сравнения и подобия, изъянов и недостатков, поэтому Всевышний Аллах приписывает остальным прекрасным именам это великое имя, как в Словах:

[180:7]((وَلِلّهِ الأَسْمَاء الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا وَذَرُواْ الَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِي أَسْمَآئِهِ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ))


((У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали)). [7:180]


Говорится: «Ар-Рахма̀н, ар-Рахѝм, аль-Кудду̀с, ас-Саля̀м, аль-‘Азѝз, аль-Хакѝм из имен Аллаха». Не говорится: «Аллах - одно из имен ар-Рахма̀на, одно из имен аль-‘Азѝза или других».
Имя «Аллах» требуется для всех смыслов прекрасных имен и указывает на них в общих чертах. Прекрасные имена есть подробное изложение и разъяснение атрибутов божественности, которые образовывают имя «Аллах», а имя «Аллах», [в свою очередь,] указывает на существование Того, Кого обожествляют и Кому поклоняются с любовью, возвеличиванием, покорностью и страхом, в нуждах и несчастьях.
Все это требуется для совершенства Его господства и милости, заключающее в себе власть, хвалу, божественность, господство, милость, требующиеся для всех атрибутов совершенства, в то время как они немыслимы для тех, кто не является живым, не слышит, не видит, не имеет способностей, не говорит и не делает того, что желает и не мудр в своих решениях.

Атрибуты величия и красоты [связаны] в особенности с именем Аллах.

Атрибуты действия, способности, единственности в нанесении вреда и принесении пользы, наделении и удержании, воздействии, желании, совершенстве, силе и управлении делами созданий [связаны] в особенности с именем Господь (Ар-Рабб).

Атрибуты благодеяния, щедрости, благочестия, сострадания, милости, жалости и доброты [связаны] в особенности с именем Милостивый (Ар-Рахма̀н), возвещая о непоколебимости этих качеств, проистечении их значений и зависимости от Него.



Закончился бесплатный фрагмент

ЗАКАЗАТЬ КНИГУ
Цена: 50₽
Книга "Толкование прекрасных имен Аллаха"
Заказать книгу
Made on
Tilda